суббота, 4 августа 2012 г.

История Эривани - History of Erevan - Erevanın (İravan) tarixi


http://erevangala500.com/

История Эривани

Иреван был основан в начале XVI века как опорная крепость Сефевидской (тюрко-азербайджанской) империи на границе с Османской империей. Согласно мемуарам известного тюркского путешественника Овлие Челеби, шах Исмаил I Сефеви в 1510 году приказал возвести на реке Зенги крепость,  чтобы остановить продвижение османов на восток. Строительство  было поручено везирю Реван-гулу хану. Отсюда и название крепости – Реван-кала, которое со временем трансформировалось в Иреван. Постепенно город расширялся, и в его  архитектуре соблюдались традиции средневекового азербайджанского градостроения.
Академик Бартольд в своих трудах подтвердил факт причастности Реван-гулу хана к строительству города-крепости. Везирю понравилась местность, и он сказал: «Здесь будет город». Через семь лет крепость площадью в 7 га и высотой 850 м была готова. Трое ворот назывались, соответственно, Тебризские ворота, Ширванские ворота и Мостовые ворота. В крепости было 4 мехелле (жилых квартала): Гала (Крепость), Шехер (Город), Тепебышы (Вершина холма) и Демирбулаг (Сильный источник). В Шехере были возведены четыре прекрасные мечети, составлявшие основной силуэт города: «Новрузали хан», «Гусейнали хан, или Голубая мечеть», «Ходжа Сафарбек», «Махаммед Сартибхан».
Затем в период ослабления династии Сефевидов четыре беглярбекства  империи были разделены на  более  20 независимых азербайджанских ханств, одним из которых и стало Эриванское ханство.
В  1655 году в Иреване побывал французский путешественник Жан Батист Таверние, а через десять лет Жан Шарден, которые описали его как азербайджанский город.  Путешественники засвидетельствовали, что в Эриванской крепости было 800 домов, в них жили только мусульмане, описали две мечети в крепости, мраморные бассейны с фонтанами, сады, зеркальный зал дворца сардара, жизненный уклад и обычаи азербайджанцев.  Эти факты ценны тем, что сохранили достоверные сведения о городе до разрушительного землетрясения 1679 года. Правитель Зал хан с помощью других азербайджанских ханов быстро восстановил былую красоту города и соорудил более мощную крепость. 
Существует  другой веский аргумент о  принадлежности современного Еревана Азербайджану. Оно сохранено в письме  от 29 мая 1918 г. первого главы правительства Азербайджанской Демократической Республики (АДР) Фатали хан Хойского Министру Иностранных Дел М.Гаджинскому: «Мы решили с армянами все спорные вопросы, они примут ультиматум и закончат войну. Мы уступили им Иреван».
Дело в том,  что 28-го мая 1918 года армяне объявили о создании независимого государства, не имея ни своей территории, ни политического центра. 29 мая 1918 года только что провозглашенная Азербайджанская Демократическая Республика уступила армянам древний азербайджанский город Иреван с прилегающей к нему территорией с площадью примерно 9,5 тыс. кв. км.  ДАРЕНИЕ Иревана армянам была своего рода жестом  доброй воли руководства АДР во имя прекращения войны,  которую дашнаки объявили Азербайджану и Грузии сразу после прихода к власти в Армянской Республике.
 Возраст Еревана – 500 лет -  опровергает измышления армян, которые безосновательно провозгласили  782 год до н. э. годом образования города. Удревление Еревана было необходимо армянам по нескольким причинам. Во-первых, им не давало покоя то, что в 1958 году Грузия отметила 1500-летие Тифлиса. Во-вторых, необходимо было найти свою арменизированную базу  для этимологии слова Эривань, или Иреван. Армяне решили в политических целях использовать находку советских археологов.
В начале 50-х годов на окраине Еревана была раскопана  плита с клинописью. На ней были  три клинописных знака «РБН» (в древности гласных букв не было) и высечена782 год до н. э, как  дата основания города царём Урарту Аргишти I. Хотя со времени раскопок прошло почти 8 лет, именно в 1958 году, т.е. сразу после празднования юбилея древнего Тбилиси,  армяне сообщили, что клинопись полностью расшифрована и установлено, что город  назывался Эребуни. По сути, они домыслили желательные для них гласные и получилось слово, якобы «раскрывающее» этимологическую связь слова Ереван.
 Хотя в древней надписи не было четкого указания географического расположения города «РБН», армянские фальсификаторы посчитали эту находку достаточной для удревнения истории Еревана. В чисто армянской манере манипулируя историей, с одной стороны они сами признают, что нет доказательств значимого поселения на месте Еревана в период с IV века до н. э. по III век н. э. С другой стороны, исчисляют историю своей столицы по дате древней урартийской крепости, из которой следует, что Ереван – Эребуни  существовал за 29 лет до основания Рима. А ведь если Ереван действительно являлся бы частью древнеармянской культуры, то это сохранилось бы в  истории армянского народа и армяне все эти 28 веков обязательно  отмечали  бы дату  основания своего города. Отметим, что ЮНЕСКО до сих пор не признал базальтовый камень  с клинописью  доказательством  существования древнейшего города Эребуни.
Доктор исторических наук В. Шнирельман называет еще одну вескую причину удревнения Еревана: «…никакой прямой связи между археологическим открытием и состоявшимися позднее празднествами (в Советской Армении) не было. Действительно, ведь пышный общенародный праздник организовали не археологи, а власти Армении, затратившие на это огромные средства. … Да и какое отношение имеет столица Армении, Ереван, к урартской крепости, связь которой с армянами еще требует доказательств? Ответ на поставленные вопросы не представляет секрета для того, кто знает новейшую историю Армении. Искать его надо в событиях 1965 г., всколыхнувших… всю Армению и давших мощный импульс подъему армянского национализма». (Войны памяти, Мифы, идентичность и политика в Закавказье,М., 2003).Напомним, что в 1965 году в Советской Армении широко отмечалось 50-летие «геноцида армян», широко тиражировались антитюркская литература, карта «Великой Армении» от моря до моря, на площадях раздавались антиазербайджанские лозунги,
Как видим, у армян было достаточно причин для эребунской фальсификации. Ловко состряпанная история древнего Эребуни дала основание руководству Армении отметить в  1968 году 2750-летие Еревана и тем самым опровергнуть факт о связи названия «Иреван» с именем Реван-гулу хана, а также  «доказать» свое древнее урартийское происхождение и этим дать фору грузинам. Это был своего рода ответ на старый спор между Грузией и Арменией об Урарту. С конца Х!Х века между армянскими фальсификаторами истории Урарту и серьезными учеными разразилась такая ожесточенная дискуссия, что это побудило тестя А.Грибоедова грузинского просветителя  Илью Чавчавадзе в 1902 году посвятить этому вопросу половину  книги «Армянские ученые и вопиющие камни».


Армянские историки утверждают

 Ереван – 12-ая столица Армении?
Армянские историки утверждают что Ереван, является «двенадцатой столицей Армении», 10 октября 2010 года армянские мудрецы отметили 2792-летие Еревана.
Армянские легенды возводят основание Еревана к Ною, выводя название города из восклицания: «Ереванц!» (Она появилась!), якобы сделанного Ноем, когда из-под воды показалась вершина Арарата. Это считается примером т. н. Народной этимологии, таким образом, согласно армянским преданиям конца XIX века, Ереван – это первый послепотомный, а значит, самый древний город на планете, к тому же Ной был армянином, своим восклицанием Ереванц - Ной случайно выдал свою национальную принадлежность. Так армяне ковали себе историю и культуру, выдав ее затем за летопись «древней великой Армении».
Искусственно удревнить историю возникновения города Еревана армянским делателям истории не удавалось до 1950 года. В 1950 г. Армянские, советские археологи на холме Арин-Берд нашли каменную плиту, согласно клинописной надписи город Эребуни основан урартским царём Аргишти I.
Расшифровали надпись, говорящую о сооружении урартской крепости Эребуни в 782 г. до н.э., вся Армения ликовала, мол нашли все-таки, что моментально стало основанием для властей Армянской ССР отпраздновать 2750-летие Еревана в 1968 г. С тех пор и по сей день, не зная до каких пор, каждый год, 10 октября проводится политико-историческое шоу, посвященное дню рождения Еревана.
Хотя в надписи упоминаются три клинописных знака «РБН» (в древности гласных букв не было), это незамедлительно было расшифровано как «Эребуни». К тому же не было в древней надписи и четкого указания географического расположения города «РБН».
Однако совершенно непонятно, какое отношение к Урарту имеет Армения? Армяне к этому времени еще были в поисках своей исторической родины, и они еще не обитали на Кавказе.
Об этой странной истории пишет исследователь Шнирельман: «Вместе с тем, никакой прямой связи между археологическим открытием и состоявшимися позднее празднествами (в Советской Армении) не было. Действительно, ведь пышный общенародный праздник организовали не археологи, а власти Армении, затратившие на это огромные средства. … Да и какое отношение имеет столица Армении Ереван к урартской крепости, связь которой с армянами еще требует доказательств? Ответ на поставленные вопросы не представляет секрета для того, кто знает новейшую историю Армении».




Обнаружены старинные карты, доказывающие пришлость армян на Кавказе

Обнаружены старинные карты, подтверждающие поэтапное переселение армян на Кавказ, и создание ими за счет этого своего государства на исторических землях Азербайджана. На обнаруженных картах указаны территории расселения азербайджанцев и территории азербайджанских государств, начиная с эпохи Александра Македонского до начала XX века. На этих картах также указаны территории расселения армян. Об этом сообщила Trend в четверг директор Института востоковедения Национальной академии наук Азербайджана Говхар Бахшалиева. По словам ученого, обнаруженные карты подтверждают все исследования, проведенные ранее азербайджанскими историками, и еще раз свидетельствуют о том, что земли Азербайджана с древнейших времен до начала 20 века занимали обширную территорию. Из этих карт также становится ясно то, что армяне жили не на Кавказе, как они утверждают, а в междуречье Тигра и Евфрата. Обнаруженные карты полностью подтверждают то, что армяне являются на Кавказе пришлым этносом. "При рассмотрении этих карт можно увидеть то, как армяне поэтапно переселялись на Кавказ и за счет земель Азербайджана создали себе новое государство. В древности армяне жили в междуречье Тигра и Евфрата. Потом они постепенно начали перемещаться к северу и размещаться на территории нынешнего Ирана и Турции. Затем оттуда они постепенно перекочевали на Южный Кавказ. Эта истина находит свое отражение в данных картах. У армян нет никаких оснований требовать какие-либо азербайджанские территории. Напротив, это мы имеем право требовать у них земли, так как они сегодня живут на исконных землях Азербайджана", - отметила Бахшалиева. Обнаруженные карты были составлены в разные периоды османскими, европейскими, арабскими и персидскими учеными и картографами, сказала она. "Объективность этих карт не должна подвергаться сомнению, так как эти карты составлены не нами. Они были созданы различными учеными в разные периоды", - отметила Бахшалиева. В настоящее время исследования в связи с указанными картами продолжаются. После их продолжения осенью в Александрийской библиотеке в Египте будет издана книга-атлас "Исторические карты Азербайджана", сказала Бахшалиева.






Вымышленная история Армении

Армения - как государство, просуществовало в Малой Азии около 40 лет в I веке до н.э. Изначально оно не имело отношения к хайскому народу поселившемуся здесь значительно позже. Впервые название страны Arminiya встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486гг. до н. э. Армины, называемые у Геродота арменами, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившимся на свою родину из Европы через Малую Азию. Примерно в XII веке до н.э. индоевропейские предки современных армян (хаев), вместе с родственными им фрако-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около 600 лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья.
Однако обратим внимание, как армянские историки приватизировали историю географической Армении, приписав всю ее без остатка хайским переселенцам:
Первые сведения об Армянском нагорье восходят к XIV в. до н.э. Там существовали государства Наири в бассейне озера Ван и  Хайаса и Аззи в близлежащих горах. В IX в. до н.э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи – Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э. Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 до н.э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов.
После завоевания Персии Александром Македонским Арменией правили представители династии Оронтидов (арм. Ервандуни). После смерти Александра в 323 до н.э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н.э.), возникли три армянских государства – Малая Армения западнее Евфрата, Софена – восточнее этой реки и Великая Армения с центром в районе Араратской равнины. При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря. Позднее Тигран II Великий (95–56 до н.э.) завоевал Софену и, воспользовавшись затяжной войной между Римом и Парфией, создал огромную по площади, но недолговечную империю, которая простиралась от Малого Кавказа до границ Палестины.
Быстрая экспансия Армении при Тигране Великом ясно показала, насколько велико стратегическое значение Армянского нагорья. По этой причине в более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельными государствами и империями (Римом и Парфией, Римом и Персией, Византией и Персией, Византией и арабами, Византией и турками-сельджуками, Аюбидами и Грузией, Османской империей и Персией, Персией и Россией, Россией и Османской империей). 
В 387 н.э. Рим и Персия поделили между собой Великую Армению. На территории Персидской Армении сохранилось внутреннее самоуправление. Появившиеся здесь в 640 арабы разгромили Персидскую империю и превратили Армению в вассальное царство с арабским наместником.
Средневековье
С ослаблением арабского господства в Армении возникло несколько локальных царств (9–11 вв.). Самым крупным из них было царство Багратидов (Багратуни) со столицей в Ани (884–1045), однако вскоре оно распалось, и на его землях образовались еще два царства: одно западнее горы Арарат с центром в Карсе (962–1064), а другое – на севере Армении, в Лори (982–1090). В это же время возникло независимое Васпураканское царство в бассейне оз. Ван. Сюниды образовали царство в Сюнике (совр. Зангезур) южнее оз. Севан (970–1166). 
Одновременно возникло несколько княжеств. Несмотря на многочисленные войны, в это время происходил подъем экономики и расцвет культуры. Однако затем в страну вторглись византийцы, за которыми последовали тюрки-сельджуки. В долинах Киликии в северо-восточном Средиземноморье, куда ранее переселилось много армян, главным образом земледельцев, сформировалась «Армения в изгнании». 
Сначала это было княжество, а позднее (с 1090) – царство (Киликийское армянское государство), возглавляемое династиями Рубенов и Лусинянов. Оно просуществовало до завоевания его египетскими мамелюками в 1375. 
Собственно территория Армении находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти – под управлением монголов (13 в.). В 14 в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана. 
В последующие два столетия она стала объектом ожесточенной борьбы сначала между туркменскими племенами, а позднее между Османской империей и Персией.
Эпоха национального возрождения
Разделенная в 1639 между Османской империей (Западная Армения) и Персией (Восточная Армения), Армения вплоть до падения династии Сефевидов в 1722 оставалась относительно стабильной страной. 
В результате русско-иранских войн, по Гюлистанскому мирному договору 1813, Россия присоединила к себе район Карабаха, а по Туркманчайскому договору 1828 – Ереванское и Нахичеванское ханства. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Россия освободила северную часть турецкой Армении.
Вскоре после начала Первой мировой войны турки приступили к решению «армянского вопроса» путем насильственного изгнания всех армян из Малой Азии. Солдаты-армяне, служившие в турецкой армии, были демобилизованы и расстреляны, женщины, дети и старики насильственно переселены в пустыни Сирии. При этом погибли от 600 тыс. до 1 млн. человек. Многие из тех армян, которые выжили благодаря помощи турок и курдов, бежали в Российскую Армению или в другие страны Ближнего Востока. 
28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В сентябре 1920 Турция развязала войну против Армении и захватила две трети ее территории. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.
Советская Армения
12 марта 1922 Армения заключила с Азербайджаном и Грузией договор, в соответствии с которым они образовали Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья, преобразованный 13 декабря 1922 в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). При этом каждая республика сохраняла свою самостоятельность. 30 декабря федерация вошла в состав СССР.
При Сталине в стране была установлена диктатура, сопровождавшаяся коллективизацией сельского хозяйства, индустриализацией (с упором на тяжелую индустрию и на военную промышленность), урбанизацией, жестоким преследованием религии и установлением официальной «партийной линии» во всех областях жизни. 
В 1936 ок. 25 тыс. армян, противившихся политике коллективизации, были депортированы в Среднюю Азию. В ходе сталинских чисток погибли первый секретарь компартии Армении Агаси Ханджян, католикос Хорен Мурадбекян, ряд министров правительства, видные армянские писатели и поэты (Егише Чаренц, Аксель Бакунц и др.). В 1936 ЗСФСР была упразднена, а входившие в ее состав Армения, Грузия и Азербайджан были провозглашены самостоятельными союзными республиками в составе СССР. 
По окончании войны Сталин, учитывая что армянская диаспора за рубежом располагает большими средствами и высококвалифицированными специалистами, предложил католикосу обратиться к зарубежным армянам с призывом о репатриации в Советскую Армению. 
За период с 1945 по 1948 на родину вернулись ок. 150 тыс. армян, в основном из стран Ближнего Востока. Впоследствии многие из них подверглись репрессиям. В июле 1949 была проведена массовая депортация армянской интеллигенции вместе с семьями в Среднюю Азию, где большинство из них погибло.
Независимая Армения
В мае 1990г. состоялись выборы в Верховный Совет (ВС) Армении, в который вошли как коммунисты, так и представители оппозиции – Армянского общенационального движения (АОД). В августе председателем ВС был избран председатель правления АОД Левон Тер-Петросян. 
23 августа 1990 на первой сессии ВС была принята «Декларация о независимости Армении», согласно которой упразднялась Армянская ССР и провозглашалась независимая Республика Армения.


Эриванское ханство со слов армян

Трагедия Иреванского и Карабахского ханств устами армянских историков
 
 Еще одним фактом пришлости армян на Кавказ и в частности в нынешнюю Республику Армения является история празднования основания города Еревана. Кажется, многие уже позабыли, что до 50-х годов прошлого века мало кто в СССР, в том числе и среди армян, знали, сколько лет городу Еревану.
Сделав небольшое отступление, отметим, что согласно историческим фактам, Иреван был основан в начале XVI века как опорная крепость Сефевидской (тюрко-азербайджанской) империи на границе с Османской империей. Чтобы остановить продвижение османов на восток, шах Исмаил I Сефеви в 1515 году приказал построить на реке Зенги крепость. Строительство было поручено везирю Реван-гули хану. Отсюда и название крепости – Реван-кала. В дальнейшем Реван-кала стала городом Реваном, далее Иреваном. Затем в период ослабления Сефевидской империи образовалось свыше 20 независимых азербайджанских ханств, одним из которых и стало Иреванское, просуществовавшее вплоть до вторжения в регион Российской империи и захвата Иревана в начале XIX века.
Однако вернемся к имевшему место в советское время искусственному удревлению истории города Еревана. Это случилось после того, как в 1950 годах советские археологи расшифровали надпись, говорящую о сооружении на месте современного Еревана урартской крепости Эребуни в 782 г. до н.э., что моментально стало основанием для властей Армянской ССР отпраздновать 2750-летие Еревана в 1968 г. Хотя в надписи упоминаются три клинописных знака «РБН» (в древности гласных букв не было), это незамедлительно было расшифровано как «Эребуни». К тому же не было в древней надписи и четкого указания географического расположения города «РБН». 
Об этой странной истории пишет исследователь Шнирельман:«Вместе с тем, никакой прямой связи между археологическим открытием и состоявшимися позднее празднествами (в Советской Армении) не было. Действительно, ведь пышный общенародный праздник организовали не археологи, а власти Армении, затратившие на это огромные средства. … Да и какое отношение имеет столица Армении, Ереван, к урартской крепости, связь которой с армянами еще требует доказательств? Ответ на поставленные вопросы не представляет секрета для того, кто знает новейшую историю Армении. Искать его надо в событиях 1965 г., всколыхнувших, как мы увидим ниже, всю Армению и давших мощный импульс подъему армянского национализма». (Войны памяти, Мифы, идентичность и политика в Закавказье, В.А.Шнирельмана).
То есть если бы не было случайной и неправильно расшифрованной археологической находки, то армяне так и не узнали бы о том, что их «родному» Еревану оказывается свыше 2800 лет. А ведь если Ереван является частью древнеармянской культуры, то это сохранилось бы в памяти, истории армянского народа и армяне все эти 28 веков должны были бы праздновать основание своего города.
Различные историки и исследователи армянского происхождения в своих трудах особо подчеркивают, что армянский (хайский) этнос не имеет прямого отношения к кавказским народам и в частности к Кавказской Албании.
В частности армянский историк, профессор Колумбийского университета Джордж (Геворк) Бурнутян пишет: «Ряд армянских историков, говоря о статистике после 1830-х гг., неверно оценивает количество армян в Восточной Армении (под этим  термином Бурнутян подразумевает кавказские территории к востоку от реки Арпачай) в годы персидского владения (т.е. до Туркменчайского договора 1828 года), приводя цифру от 30 до 50 процентов от общего населения. В действительности же, согласно официальным статистическим данным после российского завоевания армяне с трудом дотягивали до 20 процентов общего населения Восточной Армении, в то время как мусульмане составляли более 80 процентов. В любом случае, до российского покорения армяне здесь никогда не были в большинстве. Несмотря на то, что Камеральное Описание свидетельствует об армянском большинстве в нескольких махалах Восточной Армении, это изменение произошло уже после эмиграции более 35 тысяч мусульман из этого региона. Таким образом, нет никаких свидетельств армянского большинства ни в одном округе в годы персидской администрации (до завоевания региона Российской империей). Пожалуй единственным местом, где армяне составляли на местном уровне большинство, был Карбибасарский махал, в котором располaгался армянский духовный центр Уч-килиса (Эчмиадзин). С отъездом тысяч мусульман и прибытием сюда из Персии и Османской Империи 57 тысяч армянских иммигрантов к 1832 году христианское населениe значительно выросло и сравнялось с мусульманским. И всё же только после русско-турецких войн 1855-56 и 1877-78 гг., в результате которых в регион из Османской Империи прибыли ещё больше армян, a отсюда уехали ещё больше мусульман, армяне наконец достигли здесь большинства населения. И даже после этого вплоть до начала XX века город Иреван оставался преимущественно мусульманским». (Джордж Бурнутян, «Этнический состав и социально-экономическое положение в Восточной Армении в первой половине XIX века» (The Ethnic Composition and the Socio-Economic Condition of Eastern Armenia in the First Half of the Nineteenth Century), в книге «Закавказье: национализм и социальные изменения» (Transcaucasua, Nationalism and Social Change. Essays in the History of Armenia, Azerbaijan, and Georgia) подред. Рональда Григора Суни (Ronald Grigor Suni), 1996, сс. 77-80.)
Согласно статистическим данным, которые этот армянский историк приводит в своей работе, в 1826 году в Иреванском xанстве проживали 54.810 тюрок, 25.237 курдов, 20.073 армян и около 10.000 персов из числа администрации и расквартированных здесь военнослужащих; в Нахчыванском xанстве значились 17.138 тюрок и курдов (вместе), около 3.000 членов персидской военно-гражданской администрации и 2.690 армян; в Ордубаде же проживали 7.664 мусульман и 2.388 армян. Таким образом, всего в Восточной Армении по данным на 1826 год количество мусульман и армян составляло, соответственно, 117.849 и 25.151.
Однако в течение каких-то шести лет демографическая картина резко меняется. Так, по данным на 1832 год в новосозданной Эреванской губернии (ханство было упразднено Российской империей) соотношение было уже следующим: 65.280 армян, 49.875 тюрок и 7.813 курдов; в Нахчыванском регионе 17.138 мусульман и 13.369 армян, а в Ордубаде, соответственно, 7.247 и 3.728. Всего по данным на 1832 год в регионе проживали уже 82.073 мусульман и 82.377 армян (из которых коренными были 25.151 армян, прибывшими из Персии – 35.560 человек, а из Турции – 21.666). То есть, за какие-то 6 лет количество мусульман в этой «исконно-армянской» земле сократилось почти на треть, а количество армян за счет переселенцев выросло в 3.5 (!) раза, и только после этого соотношение мусульман и армян сравнялось. Комментируя эту демографическую динамику, армянский историк пишет следующее: «Как видно из статистики, до российского завоевания армяне составляли около 20 процентов общего населения Восточной Армении, а мусульмане – 80 процентов. После российской аннексии из Персии и Османской Империи сюда прибыли 57 тысяч армянских иммигрантов, и 35 тысяч мусульман покинули Восточную Армению. К 1832 году армяне составили половину общего населения». (Ibid, с. 79).

Еще один армянский историк, профессор Мичиганского университета Рональд Суни (Ronald G. Suny), в своей книге «Взглядом в сторону Арарата», пишет: «С древнейших времён и в средние века Карабах был частью княжества (в оригинале «королевства») кавказских албанцев. Эта самостоятельная этно-религиозная группа, уже не существующая в наши дни, была обращена в христианство в IV веке и сблизилась с Армянской церковью. Со временем высший слой албанской элиты арменизировался. Когда в ХI веке Сельджуки вторглись в Закавказье, начался процесс исламизации, результатом которого было обращение в мусульманскую веру населения низменной части Карабаха. Этот народ, являющийся прямым предком сегодняшних азербайджанцев, говорил на тюркском языке и принял Ислам шиитского толка, распространённый в соседнем Иране. Нагорная же часть(Карабаха) осталась преимущественно христианской, и со временем карабахские албаны слились с армянами. Центр албанской церкви Ганзасар стал одним из епископств Армянской церкви. Отголоски же некогда независимой национальной церкви сохранились лишь в статусе местного архиепископа, именуемого Католикосом» (Prof. Ronald Grigor Suny, «Looking Towards Ararat», 1993, p. 193). 
Другой западный историк Сванте Корнелл, опираясь на российскую статистику, также приводит динамику роста армянского населения в Карабахе в XIX веке: «Согласно российской переписи, в 1823 году армяне составляли 9 процентов от общего населения Карабаха (остальные 91 процент были зарегистрированы как мусульмане), в 1832 году – 35 процентов, а в 1880 году достигли уже большинства – 53 процента» (Сванте Корнелл, «Малые нации и великие державы: вопрос этнополитических конфликтов на Кавказе» (Svante Cornell, «Small Nations and Great Powers: A Study of Ethnopolitical Conflict in the Caucasus», RoutledgeCurzon Press), 2001, с. 68. 
 Религиозная схожесть между албанами и армянами приводила к тому, что их часто путали и считали за одно целое, хотя это разные этносы. С таким же успехом к примеру всех персов, арабов и тюрок называют мусульманами, однако это не значит есть такой этнос как «мусульмане». Поэтому не удивительно, что в некоторых средневековых источниках населявших в те времена Карабах кавказских албан вследствие схожести церковных обрядов ошибочно называли армянами. В качестве аналогии можно привести также пример ошибочного именования в наши дни иудейской части татов - «горскими евреями», хотя, кроме общности религии, к этническим ивритоязычным ашкенази и сефардам, персоязычные таты-иудасты не имеют никакого отношения. Точно так же до революции 1917 года азербайджанских тюрок в России ошибочно называли «татарами» (вследствие схожести языка и религии), хотя понятно, что поволжские татары-кипчаки и закавказские азербайджанцы-огузы – это два совершенно разных народа, хоть и родственные. Отчасти это результат обычного незнания основ этнографии, отчасти же – результат стереотипов. К примеру, жителей Дагестана иногда ошибочно называют «лезгинами», хотя многонациональный народ Дагестана состоит не только из одних лезгин. Или же вспомним, как на Западе всех жителей СССР называли «русскими».
Возвращаясь к теме переселения армян на Кавказ, стоит также отметить, что согласно опросам, проведенным в США в 1980-х гг., лишь 51% из 567 опрошенных американских армян, согласились считать Советскую Армению «духовной родиной армян» (Bakalian, 1993 p. 158, 160). Сходные настроения царят и среди французских армян (Ришардо, 1991, c. 290-291, 338-339, 345-346).

Однако вернемся к моменту перехода азербайджанских ханств под юрисдикцию Российской империи, которая, тесня Персидскую и Османскую империи, расширяла свои владения в южном направлении. В этой сложной геополитической обстановке, интересно сложилась дальнейшая судьба Карабахского ханства, ставшего в XVIII - начала XIX вв. ареной борьбы между Российской, Османской империей и Персией. 
В конце XVIII в. особую опасность для азербайджанских ханств представляла Персия, где в 1794 г. Ага Мухаммед-хану Каджару тюрко-азербайджанского происхождения, удалось установить свою абсолютную власть и объявить себя шахом. Он мечтал восстановить былое величие Сефевидской державы, опираясь на идею объединения Кавказских земель с административно-политическим центром в Южном Азербайджане и Персии. Эта идея  не вдохновляла многих ханов Северного Азербайджана, тяготевших к стремительно растущей Российской империи и ее рынкам. Каджарская опасность вынуждала азербайджанских правителей задуматься о своей безопасности и начать поиски союзников против надвигавшейся угрозы. В такое ответственное и сложное время инициатором создания антикаджарской коалиции  выступил правитель Карабахского ханства - Ибрагим Халил-хан. Начались кровопролитные войны на Карабахской земле, персидский шах Каджар лично возглавлял походы против карабахского хана и его столицы города Шуша.
Но все попытки персидского шаха покорить эти земли не увенчались успехом, и в итоге, несмотря на удачное взятие крепости Шуша, он был здесь убит со стороны своих же придворных, после чего остатки его войск бежали в Персию. Победа Карабахского Ибрагим Халил-хана, позволила ему приступить к окончательным переговорам по вступлению его владений под подданство Российской империи. 14 мая 1805 года был подписан Трактат между Карабахским ханом и Российской империей о переходе ханства под власть России, который и связал дальнейшую судьбу этих земель с Царской Россией. Стоит отметить, что в трактате, подписанном Ибрагим-ханом Шушинским и Карабахским и российским генералом, князем Цициановым, состоящем из 11 артикулов, нигде не упоминается о наличии армян.В тот период существовало 5 албанских меликств подчиненных Карабахскому хану, и никакой речи нет об армянских политических образованиях, в противном случае их наличие непременно было бы отмечено в российских источниках.
 Ризван Гусейнов, 1news.az



Кем и когда была основана столица современной Армении

"Непредсказуемое прошлое" в СССР, как и в других тоталитарных государствах, стало уже притчей во языцех. Еще Вольтер задолго до того, как на карте мира появился СССР, назвал историю "ложью, о которой договорились историки".
Но именно советская "корректировка" истории в угоду "социально-политическому заказу" уже давно побила все рекорды по своим масштабам и плачевным последствиям.
В первую очередь переделывалась история, в том числе и древняя и прежде всего, на Южном Кавказе, где вдруг азербайджанский город Иреван «превратился» в новоявленную армянскую столицу Ереван.
Строго говоря, цель тут была более чем понятна. Переселять армян из Ирана и Турции на земли Эриванского ханства начала еще Российская империя, создавая таким образом "христианский форпост" на границе с Ираном и Османской империей. Но для этого мало было просто организовать кампанию по переселению - надо было еще и объявить исконно азербайджанские и грузинские земли "исконно армянскими". Начавшись в годы существования Российской империи, во время существования СССР этот процесс достиг размеров гротеска. В который, однако, предписывалось верить. И "арменизация" чужих земель шла чаще всего при помощи откровенных фальсификаций.
 Особенности национальной истории
"Армянскую историю изучать нелегко. Она большая, сложная, временами неизвестная и часто противоречивая, так как часто искажена армянскими же историками, переусердствовавшими в "удревнении" истории своего народа. Существует богатая хроника для изучения, однако тексты и традиции не рассматривались так детально и критически независимыми учеными, как это делалось в отношении многих других старых народов. История Египта, Греции и Рима, например, в основном написана людьми, не являвшимися прямыми потомками античных цивилизаций. Тексты и надписи по истории этих обществ изучались по всем возможным направлениям учеными, не заинтересованными в использовании этих материалов для прославления далекого прошлого данных обществ, хотя, конечно, некоторые из них и делали это. Армянская история изучалась и писалась почти полностью армянами, - отмечал, напомним, известный американский исследователь Поль Хенце в своей статье "Истоки армянского насилия: где они берут начало?" (Международный терроризм и связь с наркотиками. Анкара, 1984 г., 179-202). - Люди, пишущие свою историю сами, склонны прославлять свое прошлое и избегать объективного рассмотрения противоречивых ее черт. Армяне подвержены этому более, чем большинство народов, а во второй половине XX века эта тенденция особенно усилилась".
И, честно говоря неудивительно, что уже потом, с началом карабахского конфликта, на страницы армянских и "центральных", то есть московских, газет выплеснется огромное количество разного рода "исторических исследований", авторы которых убеждали легковерную аудиторию, что земли, где жили азербайджанцы, турки, грузины, будто бы являются "исконно армянскими". В ход шло все, от фальшивок до воспоминаний путешественников.
Впрочем, насколько "исторические выкладки" - основание для территориальных претензий, в особенности, если речь при этом идет о событиях, случившихся, по уверению очередных "историков-фантастов", до новой эры. К примеру в голландском Маастрихте, где в свое время были подписаны соглашения, превратившие Европейское экономическое сообщество в Европейский союз, на берегу Мааса до сих пор можно увидеть остатки некогда величественных укреплений, возведенных римлянами. Итальянцы, прямые потомки и наследники латинян, некогда основавших Рим и создавших одну из крупнейших в истории империй, и сегодня живут на берегах реки По, столица их по-прежнему Рим, и современный итальянский язык не так уж далеко ушел от классической латыни. Но хотя не представляет труда доказать, что Маастрихт, Кельн, Бонн, Афины некогда входили в состав Священной Римской империи, Италии вряд ли придет в голову предъявлять Нидерландам, Германии или Греции территориальные претензии.
Иное дело - Армения. В самом деле, исторические карты, свидетельствующие о былом величии, существуют в исторической памяти многих народов, будь то Великое княжество Литовское или империя Габсбургов. Но "Великая Армения" - случай уникальный. Прежде всего, потому, что представляет она собой не просто историческую теорию, пусть и весьма сомнительную, но и руководство к действию. Точнее, план по захвату земель соседних народов. И в армянской политической "тусовке" мало кого смущает, что "доказательства" существования этой самой "Великой Армении" получали при помощи откровенных фальсификаций. Наибольшую известность приобрела история, когда в 1971 году в ереванском "Историко-филологическом журнале" было опубликовано возмущенное письмо Бориса Пиотровского, академика, директора Государственного Эрмитажа. "В своем выступлении 24 марта с/г на заседании президиума Академии наук Армянской ССР я указал на то, что в изданиях академии и в ряде журналов были напечатаны статьи о древнем иероглифическом письме Армении, в которых авторы арабское письмо выдавали за хайасские иероглифы XIX-XVII вв. до нашей эры, - писал академик. - Тогда я посчитал ограничиться лишь устным сообщением, но письма, направленные С.Айвазяном в разные инстанции, в том числе и в президиум Академии наук Арм.ССР, показали, что он считает мое выступление на президиуме неверным. Поэтому я и прошу вас опубликовать мои замечания".
По словам Пиотровского, в ряде статей С.Айвазян сообщает об открытом им иероглифическом письме XIX в. до нашей эры и без затруднений дает перевод этих надписей, сравнивая знаки на скалах Мецамора со знаками сохранившимися в армянских рукописях, в свое время изданных Н.Эмином ("Исследования и статьи Н.О.Эмина", М.1896, стр.204.). В "Известиях академии наук" Арм.ССР ("Науки о Земле" XVII. 6.Ереван, 1964, стр.73-81), были опубликованы бронзовые "личный доверительный знак" и монеты с хайасскими иероглифами, "предшествующими знакам древне армянского (гикосского) иероглифического алфавита" (стр.78), которые С.Айвазян бойко переводит. Далее в статье Б.Мкртчяна, напечатанной на английском языке (The Mystery of Metsamor) в чехословацком журнале "New Orient" (1967, N-3, стр.76), кроме прорисовок "хайасских монет XIX в. до н.э." помещены также и фотографии. Когда эти монеты были переданы на определение в отдел нумизматики Исторического музея Армении, то было получено следующее заключение: "Медные монеты, изображенные в журнале, совершенно неправильно представлены как денежные единицы XIX века до нашей эры. На самом деле это монеты (со стертыми надписями) XII-XIII вв. нашей эры, выпущенные атабеками Азербайджана из династии Ильдегизидов (1133-1225 гг.н.э.). Таковые имели массовое распространение в средневековой Армении и сопредельных областях Закавказья".
После этого заключения института нумизматики Пиотровский отмечает, что прорисовки, опубликованные С.Айвазяном и перепечатанные в статье Мкртчяна, "фантастически ничего общего не имеют с реальностью. Нужно лишь удивляться тому, как решился автор публиковать заведомо подложные прорисовки". И тут же отмечает, что не лучше обстоят дела и с "хайасскими надписями" (XVII век до н.э.) на камнях и скалах Мецамора. Так, в процитированной выше статье приведен "мецаморский петроглиф", снабженный переводом текста: "Далее дом огня (богатое помещение). Дважды благословен Акоп, которому принадлежит родниковая земля навечно".
В действительности, по заключению арабистов Института истории АН Арм.ССР, камень представляет собою надгробие с арабской надписью (неточно скопированной): "Али... Касимхан". Конечно, эта надпись читается не слева направо, как полагал С.Айвазян, а наоборот, справа налево". По утверждению Пиотровского, за "хайасские иероглифы" С.Айвазян принял написанные куфическим письмом имена: Мухаммед, Хасан, Али, причем из тамго образных знаков, куфических надписей и петроглифов он составил целую надпись, читая ее слева направо.
Когда кончается "восточная сказка"
Но, пожалуй, наиболее остро историю армянских фальсификаций можно проследить на примере нынешней столицы Армении - Еревана. Точнее, Иревана, который, в годы советской власти спешно переформатировали в армянскую столицу.
Британский журналист Том де Ваал в своей книге "Черный сад" писал: "В 1905 году журналист Луиджи Виллари был очарован небольшим кавказским городом с двадцати восьмитысячным населением: "Сводчатые пассажи, впитавшие в себя аромат всех тайн Востока, где расположились занавешенные темной тканью лавчонки, толпы татар, облаченных в длинные синие туники, мелькающие здесь и там зеленые тюрбаны мулл, - все было очень привлекательным. В маленькой открытой комнатке без дверей я увидел учителя, преподающего дюжине мальчиков основы религии. Он нараспев монотонно бубнил свой урок, раскачиваясь вперед и назад.
В другой комнате цирюльник сбривал очередной своей жертве остатки волос. На каждом шагу встречались лотки с чаем и кофе, но тех диковинных вкусных восточных сладостей, которые я отведал в Константинополе и Сараево, найти мне не удалось. Огромные нескладные верблюды отдыхали в темных галереях и крошечных двориках. Миновав зловонный базар, вы неожиданно выходите к прекрасной мечети, называемой Гек Джами". Этим городом был Эриван (Ереван). В то время его смешанное население составляли армяне и мусульмане, городским головой был русский, а атмосфера его была напоена духом Ближнего Востока. В течение нескольких веков Ереван был форпостом Персидской империи, но ко времени его посещения Виллари город на протяжении уже почти восьмидесяти лет находился в российском владении". Как признавал де Ваал, "Ереван стал столицей Армении чуть ли не по ошибке. "Многие армяне считают Ван (в Турции) своей столицей", - пишет другой путешественник, Уильям Элрой Куртис, побывавший в Эревани спустя пять лет после Виллари в 1910 году.
 О том, как Иреван превращали в Ереван, а Иреванское ханство - в моноэтничную Армению, рассказывают теперь не только азербайджанские, но и грузинские ученые. В частности, профессор Сухумского университета Гурам Мархулия.
 "Армянская этническая и топонимическая реформы не в состоянии скрыть историческую правду, армянские "этимологи", коренным образом изменив азербайджанскую и грузинскую топонимику исторических грузинских и азербайджанских областей, предлагают свое, в основном, лирическое толкование", - уверен ученый. Мархулия напоминает: "Армянские легенды возводят основание Еревана к Ною, выводя название города из восклицания: "Ереванц!" (Она появилась!), якобы сделанного Ноем, когда из-под воды показалась вершина Арарата. Это считается примером т. н. народной этимологии, таким образом, согласно армянским преданиям конца XIX века, Ереван - это первый послепотопный, а значит, самый древний город на планете, к тому же Ной был армянином, своим восклицанием "Ереванц" - Ной случайно выдал свою национальную принадлежность. Так армяне ковали себе историю и культуру, выдав ее затем за летопись "древней великой Армении"".
"Искусственно удревнить историю возникновения города Еревана армянским делателям истории не удавалось до 1950 года. В 1950 г. армянские и советские археологи на холме Арин-Берд нашли каменную плиту, согласно клинописной надписи город Эребуни основан урартским царем Аргишти I, - продолжает он в своей статье, опубликованной на одном из грузинских сайтов.  Расшифровали надпись, говорящую о сооружении урартской крепости Эребуни в 782 г. до н.э., вся Армения ликовала, мол нашли все-таки, что моментально стало основанием для властей Армянской ССР отпраздновать 2750-летие Еревана в 1968 г. С тех пор и по сей день, не зная до каких пор, каждый год, 10 октября проводится политико-историческое шоу, посвященное дню рождения Еревана.
 Хотя в надписи упоминаются три клинописных знака "РБН" (в древности гласных букв не было), это незамедлительно было расшифровано как "Эребуни". К тому же не было в древней надписи и четкого указания географического расположения города "РБН"". "Однако совершенно непонятно, какое отношение к Урарту имеет Армения? - вопрошает ученый. - Армяне к этому времени еще были в поисках своей исторической родины, и они еще не обитали на Кавказе. Об этой странной истории пишет исследователь Шнирельман: "Вместе с тем, никакой прямой связи между археологическим открытием и состоявшимися позднее празднествами (в Советской Армении) не было. Действительно, ведь пышный общенародный праздник организовали не археологи, а власти Армении, затратившие на это огромные средства. Да и какое отношение имеет столица Армении Ереван к урартской крепости, связь которой с армянами еще требует доказательств?
Ответ на поставленные вопросы не представляет секрета для того, кто знает новейшую историю Армении. Искать его надо в событиях 1965 г., всколыхнувших, как мы увидим ниже, всю Армению и давших мощный импульс подъему армянского национализма". То есть, если бы не было случайной и неправильно расшифрованной археологической находки, то армяне так и не узнали бы о том, что их "родному" Еревану, оказывается, почти 2800 лет",- иронизирует ученый. А затем напоминает: "В действительности, согласно историческим фактам, Иреван был основан в начале XVI века как опорная крепость Сефевидской (тюрко-азербайджанской) империи на границе с Османской империей. Чтобы остановить продвижение османов на восток, шах Исмаил I Сефеви в 1515 году приказал построить на реке Зенги крепость. Строительство было поручено везирю Реван-гули хану. Отсюда и название крепости - Реван-кала.
В дальнейшем Реван-кала стала городом Реваном, далее Иреваном. По мнению некоторых востоковедов, топоним "Ираван" состоит из соединения тюркского слова "ир", в средние века обозначающего "волнообразные вершины гор; склоны гор, направленные к солнцу", и персидского "ван", которое переводится как "местность". Затем в период ослабления Сефевидской империи образовалось свыше 20 независимых азербайджанских ханств, одним из которых и стало Иреванское, просуществовавшее вплоть до вторжения в регион Российской империи и захвата Иревана в начале XIX века. Согласно списку И. Шопена, составленному в момент присоединения армянской области к России, территория ханства состояла из следующих областей-Махалов: Ведибасар, Зенгибасар, Гернибасар, Басаркечар, Дерелаязь, Гекча, Зангезур, Гырхбулаг, Абаран, Саадлы, Сеидли, Деречичек, Дерекенд, Талын, Сердарабад. Сразу же после Туркменчайского договора Николай I, император всея Руси, своим Указом от 21 марта 1828 года образовал на территории Иреванского и Нахичеванского ханств "Армянскую область", в состав которого вошел и город Иреван, в котором на тот период проживали 7331 азербайджанцев и 2369 армян." Как указывает господин Мархулия, "в конце XIX века Иреванская губерния занимала на Кавказе третье место по количеству населения азербайджанцев после Бакинской и Елизаветпольской (Гянджинской) губерний.
 По данным проведенной первой в Российской империи переписи населения, в 1897 году в Иреванской губернии жили 313178 азербайджанцев. Дальнейшие события начала XX века показали, что такая ситуация и послужила причиной продолжения трагедий в истории азербайджанского народа".
 Неизвестная трагедия
"В годы после событий 1905-1907 гг. процессы массовых репрессий против азербайджанцев были продолжены в скрытой форме, о чем свидетельствуют статистические данные, - напоминает ученый. - Эти данные за 1916 год показывают, что количество населения 5 уездов Иреванской губернии на 1916 год по сравнению с 1831 годом увеличилось 40 раз, т.е. от 14300 до 570000 человек, но в то же время увеличение азербайджанцев составило только 4,6 раза, достигнув 246600 человек. Или другой пример: если в 1886-1897 годах абсолютное увеличение населения составляло 40000 человек, то в 1905-1916 годах эта цифра была равна 17000, хотя в 1905 году население было на 61000 человек больше, чем в 1886 году.
 Эти вопиющие цифры говорят о шовинистической политике, проводимой армянскими националистами во время правления царской России, они свидетельствуют о конкретной реализации плана по изгнанию азербайджанцев и создании "Армении без турков", как армяне называют азербайджанцев". Пользуясь ситуацией в России после Первой мировой войны, февральской и октябрьской революций 1917 года, армяне стали добиваться реализации своих планов под знаменем большевизма. Бакинская коммуна под лозунгом борьбы с контрреволюционными элементами с марта 1918 года приступила к осуществлению преступного плана, преследующего цель ликвидации азербайджанцев по всей Ереванской губернии. Совершенные армянами в те дни преступления навсегда запечатлелись в памяти азербайджанского народа.
Лишь в силу своей национальной принадлежности были уничтожены тысячи мирных азербайджанцев. Армяне поджигали дома, предавали огню живых людей. Ими были разрушены национальные архитектурные сокровища, школы, больницы, мечети и другие сооружения, превращены в руины - напоминает Мархулия. - Создание Азербайджанской Демократической Республики (АДР) 28 мая 1918 года также не обошлось без жертв - потери части территории, о чем свидетельствует письмо председателя Совета Министров Ф.Х. Хойского министру иностранных дел М.Г.Гаджинскому, в котором говорится: "С армянами мы покончили все споры, они примут ультиматум и покончат с войной. Мы уступили им Иривань". Но, увы, предотвратить войну таким способом не удалось. И Мархулия напоминает: "В 1918-1920 гг. во время массовых истреблений из 575000 азербайджанцев, живших на территории сегодняшней Армении, 565000 было убито и выдворено. Эти данные подтверждаются и армянскими источниками: "После дашнаков к 1920 году в Советской Армении тюркское (азербайджанское) население составляло немногим больше 10000 человек. В 1922 г. после возвращения 60000 беженцев азербайджанцы составляли здесь 72596 человек".
"В годы советской власти армяне продолжили уже ставшую традиционной методику постоянного выживания азербайджанцев с территории Армянской ССР, попыток расширения своей территории за счет соседей. В этих действиях армяне, живущие в Армении и за рубежом, проявляли общую согласованность действий, что свидетельствовало о наличии глобальной стратегии для достижения бредовой ид%

Комментариев нет: