Кем и когда была основана столица современной Армении
"Непредсказуемое
прошлое" в СССР, как и в других тоталитарных государствах, стало уже
притчей во языцех. Еще Вольтер задолго до того, как на карте мира появился
СССР, назвал историю "ложью, о которой договорились историки".
Но именно
советская "корректировка" истории в угоду
"социально-политическому заказу" уже давно побила все рекорды по
своим масштабам и плачевным последствиям.
В первую
очередь переделывалась история, в том числе и древняя и прежде всего, на Южном
Кавказе, где вдруг азербайджанский город Иреван «превратился» в новоявленную
армянскую столицу Ереван.
Строго
говоря, цель тут была более чем понятна. Переселять армян из Ирана и Турции на
земли Эриванского ханства начала еще Российская империя, создавая таким образом
"христианский форпост" на границе с Ираном и Османской империей. Но
для этого мало было просто организовать кампанию по переселению - надо было еще
и объявить исконно азербайджанские и грузинские земли "исконно
армянскими". Начавшись в годы существования Российской империи, во время
существования СССР этот процесс достиг размеров гротеска. В который, однако,
предписывалось верить. И "арменизация" чужих земель шла чаще всего
при помощи откровенных фальсификаций.
Особенности национальной истории
"Армянскую
историю изучать нелегко. Она большая, сложная, временами неизвестная и часто
противоречивая, так как часто искажена армянскими же историками,
переусердствовавшими в "удревнении" истории своего народа. Существует
богатая хроника для изучения, однако тексты и традиции не рассматривались так
детально и критически независимыми учеными, как это делалось в отношении многих
других старых народов. История Египта, Греции и Рима, например, в основном
написана людьми, не являвшимися прямыми потомками античных цивилизаций. Тексты
и надписи по истории этих обществ изучались по всем возможным направлениям
учеными, не заинтересованными в использовании этих материалов для прославления
далекого прошлого данных обществ, хотя, конечно, некоторые из них и делали это.
Армянская история изучалась и писалась почти полностью армянами, - отмечал,
напомним, известный американский исследователь Поль Хенце в своей статье
"Истоки армянского насилия: где они берут начало?" (Международный
терроризм и связь с наркотиками. Анкара, 1984 г., 179-202). - Люди, пишущие
свою историю сами, склонны прославлять свое прошлое и избегать объективного
рассмотрения противоречивых ее черт. Армяне подвержены этому более, чем
большинство народов, а во второй половине XX века эта тенденция особенно усилилась".
И, честно
говоря неудивительно, что уже потом, с началом карабахского конфликта, на
страницы армянских и "центральных", то есть московских, газет
выплеснется огромное количество разного рода "исторических
исследований", авторы которых убеждали легковерную аудиторию, что земли,
где жили азербайджанцы, турки, грузины, будто бы являются "исконно
армянскими". В ход шло все, от фальшивок до воспоминаний путешественников.
Впрочем,
насколько "исторические выкладки" - основание для территориальных
претензий, в особенности, если речь при этом идет о событиях, случившихся, по
уверению очередных "историков-фантастов", до новой эры. К примеру в
голландском Маастрихте, где в свое время были подписаны соглашения,
превратившие Европейское экономическое сообщество в Европейский союз, на берегу
Мааса до сих пор можно увидеть остатки некогда величественных укреплений,
возведенных римлянами. Итальянцы, прямые потомки и наследники латинян, некогда
основавших Рим и создавших одну из крупнейших в истории империй, и сегодня
живут на берегах реки По, столица их по-прежнему Рим, и современный итальянский
язык не так уж далеко ушел от классической латыни. Но хотя не представляет
труда доказать, что Маастрихт, Кельн, Бонн, Афины некогда входили в состав Священной
Римской империи, Италии вряд ли придет в голову предъявлять Нидерландам,
Германии или Греции территориальные претензии.
Иное дело
- Армения. В самом деле, исторические карты, свидетельствующие о былом величии,
существуют в исторической памяти многих народов, будь то Великое княжество
Литовское или империя Габсбургов. Но "Великая Армения" - случай
уникальный. Прежде всего, потому, что представляет она собой не просто
историческую теорию, пусть и весьма сомнительную, но и руководство к действию.
Точнее, план по захвату земель соседних народов. И в армянской политической
"тусовке" мало кого смущает, что "доказательства"
существования этой самой "Великой Армении" получали при помощи
откровенных фальсификаций. Наибольшую известность приобрела история, когда в
1971 году в ереванском "Историко-филологическом журнале" было
опубликовано возмущенное письмо Бориса Пиотровского, академика, директора
Государственного Эрмитажа. "В своем выступлении 24 марта с/г на заседании
президиума Академии наук Армянской ССР я указал на то, что в изданиях академии
и в ряде журналов были напечатаны статьи о древнем иероглифическом письме
Армении, в которых авторы арабское письмо выдавали за хайасские иероглифы XIX-XVII вв. до
нашей эры, - писал академик. - Тогда я посчитал ограничиться лишь устным
сообщением, но письма, направленные С.Айвазяном в разные инстанции, в том числе
и в президиум Академии наук Арм.ССР, показали, что он считает мое выступление
на президиуме неверным. Поэтому я и прошу вас опубликовать мои замечания".
По словам
Пиотровского, в ряде статей С.Айвазян сообщает об открытом им иероглифическом
письме XIX в. до нашей эры и без затруднений дает перевод этих
надписей, сравнивая знаки на скалах Мецамора со знаками сохранившимися в
армянских рукописях, в свое время изданных Н.Эмином ("Исследования и
статьи Н.О.Эмина", М.1896, стр.204.). В "Известиях академии
наук" Арм.ССР ("Науки о Земле" XVII. 6.Ереван, 1964, стр.73-81), были
опубликованы бронзовые "личный доверительный знак" и монеты с
хайасскими иероглифами, "предшествующими знакам древне армянского
(гикосского) иероглифического алфавита" (стр.78), которые С.Айвазян бойко
переводит. Далее в статье Б.Мкртчяна, напечатанной на английском языке (The Mystery of Metsamor) в
чехословацком журнале "New Orient" (1967, N-3, стр.76), кроме прорисовок "хайасских
монет XIX в. до н.э." помещены также и фотографии. Когда эти
монеты были переданы на определение в отдел нумизматики Исторического музея
Армении, то было получено следующее заключение: "Медные монеты,
изображенные в журнале, совершенно неправильно представлены как денежные
единицы XIX века до нашей эры. На самом деле это монеты
(со стертыми надписями) XII-XIII вв. нашей эры, выпущенные атабеками
Азербайджана из династии Ильдегизидов (1133-1225 гг.н.э.). Таковые имели массовое
распространение в средневековой Армении и сопредельных областях
Закавказья".
После
этого заключения института нумизматики Пиотровский отмечает, что прорисовки,
опубликованные С.Айвазяном и перепечатанные в статье Мкртчяна,
"фантастически ничего общего не имеют с реальностью. Нужно лишь удивляться
тому, как решился автор публиковать заведомо подложные прорисовки". И тут
же отмечает, что не лучше обстоят дела и с "хайасскими надписями" (XVII век до
н.э.) на камнях и скалах Мецамора. Так, в процитированной выше статье приведен
"мецаморский петроглиф", снабженный переводом текста: "Далее дом
огня (богатое помещение). Дважды благословен Акоп, которому принадлежит
родниковая земля навечно".
В
действительности, по заключению арабистов Института истории АН Арм.ССР, камень
представляет собою надгробие с арабской надписью (неточно скопированной):
"Али... Касимхан". Конечно, эта надпись читается не слева направо,
как полагал С.Айвазян, а наоборот, справа налево". По утверждению
Пиотровского, за "хайасские иероглифы" С.Айвазян принял написанные
куфическим письмом имена: Мухаммед, Хасан, Али, причем из тамго образных
знаков, куфических надписей и петроглифов он составил целую надпись, читая ее
слева направо.
Когда
кончается "восточная сказка"
Но,
пожалуй, наиболее остро историю армянских фальсификаций можно проследить на
примере нынешней столицы Армении - Еревана. Точнее, Иревана, который, в годы
советской власти спешно переформатировали в армянскую столицу.
Британский
журналист Том де Ваал в своей книге "Черный сад" писал: "В 1905
году журналист Луиджи Виллари был очарован небольшим кавказским городом с
двадцати восьмитысячным населением: "Сводчатые пассажи, впитавшие в себя
аромат всех тайн Востока, где расположились занавешенные темной тканью
лавчонки, толпы татар, облаченных в длинные синие туники, мелькающие здесь и
там зеленые тюрбаны мулл, - все было очень привлекательным. В маленькой
открытой комнатке без дверей я увидел учителя, преподающего дюжине мальчиков
основы религии. Он нараспев монотонно бубнил свой урок, раскачиваясь вперед и
назад.
В другой
комнате цирюльник сбривал очередной своей жертве остатки волос. На каждом шагу
встречались лотки с чаем и кофе, но тех диковинных вкусных восточных сладостей,
которые я отведал в Константинополе и Сараево, найти мне не удалось. Огромные
нескладные верблюды отдыхали в темных галереях и крошечных двориках. Миновав
зловонный базар, вы неожиданно выходите к прекрасной мечети, называемой Гек
Джами". Этим городом был Эриван (Ереван). В то время его смешанное население
составляли армяне и мусульмане, городским головой был русский, а атмосфера его
была напоена духом Ближнего Востока. В течение нескольких веков Ереван был
форпостом Персидской империи, но ко времени его посещения Виллари город на
протяжении уже почти восьмидесяти лет находился в российском владении".
Как признавал де Ваал, "Ереван стал столицей Армении чуть ли не по ошибке.
"Многие армяне считают Ван (в Турции) своей столицей", - пишет другой
путешественник, Уильям Элрой Куртис, побывавший в Эревани спустя пять лет после
Виллари в 1910 году.
О том, как Иреван превращали в Ереван, а Иреванское
ханство - в моноэтничную Армению, рассказывают теперь не только
азербайджанские, но и грузинские ученые. В частности, профессор Сухумского
университета Гурам Мархулия.
"Армянская этническая и топонимическая реформы не в
состоянии скрыть историческую правду, армянские "этимологи", коренным
образом изменив азербайджанскую и грузинскую топонимику исторических грузинских
и азербайджанских областей, предлагают свое, в основном, лирическое
толкование", - уверен ученый. Мархулия напоминает: "Армянские легенды
возводят основание Еревана к Ною, выводя название города из восклицания:
"Ереванц!" (Она появилась!), якобы сделанного Ноем, когда из-под воды
показалась вершина Арарата. Это считается примером т. н. народной этимологии,
таким образом, согласно армянским преданиям конца XIX века,
Ереван - это первый послепотопный, а значит, самый древний город на планете, к
тому же Ной был армянином, своим восклицанием "Ереванц" - Ной
случайно выдал свою национальную принадлежность. Так армяне ковали себе историю
и культуру, выдав ее затем за летопись "древней великой
Армении"".
"Искусственно
удревнить историю возникновения города Еревана армянским делателям истории не
удавалось до 1950 года. В 1950 г. армянские и советские археологи на холме
Арин-Берд нашли каменную плиту, согласно клинописной надписи город Эребуни
основан урартским царем Аргишти I, - продолжает он в своей статье,
опубликованной на одном из грузинских сайтов. Расшифровали надпись, говорящую о сооружении
урартской крепости Эребуни в 782 г. до н.э., вся Армения ликовала, мол нашли
все-таки, что моментально стало основанием для властей Армянской ССР
отпраздновать 2750-летие Еревана в 1968 г. С тех пор и по сей день, не зная до
каких пор, каждый год, 10 октября проводится политико-историческое шоу,
посвященное дню рождения Еревана.
Хотя в надписи упоминаются три клинописных знака
"РБН" (в древности гласных букв не было), это незамедлительно было
расшифровано как "Эребуни". К тому же не было в древней надписи и
четкого указания географического расположения города "РБН"".
"Однако совершенно непонятно, какое отношение к Урарту имеет Армения? -
вопрошает ученый. - Армяне к этому времени еще были в поисках своей исторической
родины, и они еще не обитали на Кавказе. Об этой странной истории пишет
исследователь Шнирельман: "Вместе с тем, никакой прямой связи между
археологическим открытием и состоявшимися позднее празднествами (в Советской
Армении) не было. Действительно, ведь пышный общенародный праздник организовали
не археологи, а власти Армении, затратившие на это огромные средства. Да и
какое отношение имеет столица Армении Ереван к урартской крепости, связь
которой с армянами еще требует доказательств?
Ответ на
поставленные вопросы не представляет секрета для того, кто знает новейшую
историю Армении. Искать его надо в событиях 1965 г., всколыхнувших, как мы
увидим ниже, всю Армению и давших мощный импульс подъему армянского
национализма". То есть, если бы не было случайной и неправильно расшифрованной
археологической находки, то армяне так и не узнали бы о том, что их
"родному" Еревану, оказывается, почти 2800 лет",- иронизирует
ученый. А затем напоминает: "В действительности, согласно историческим
фактам, Иреван был основан в начале XVI века как опорная крепость
Сефевидской (тюрко-азербайджанской) империи на границе с Османской империей.
Чтобы остановить продвижение османов на восток, шах Исмаил I Сефеви в
1515 году приказал построить на реке Зенги крепость. Строительство было
поручено везирю Реван-гули хану. Отсюда и название крепости - Реван-кала.
В
дальнейшем Реван-кала стала городом Реваном, далее Иреваном. По мнению
некоторых востоковедов, топоним "Ираван" состоит из соединения
тюркского слова "ир", в средние века обозначающего "волнообразные
вершины гор; склоны гор, направленные к солнцу", и персидского
"ван", которое переводится как "местность". Затем в период
ослабления Сефевидской империи образовалось свыше 20 независимых
азербайджанских ханств, одним из которых и стало Иреванское, просуществовавшее
вплоть до вторжения в регион Российской империи и захвата Иревана в начале XIX века.
Согласно списку И. Шопена, составленному в момент присоединения армянской
области к России, территория ханства состояла из следующих областей-Махалов: Ведибасар,
Зенгибасар, Гернибасар, Басаркечар, Дерелаязь, Гекча, Зангезур, Гырхбулаг,
Абаран, Саадлы, Сеидли, Деречичек, Дерекенд, Талын, Сердарабад. Сразу же после
Туркменчайского договора Николай I, император всея Руси, своим Указом от 21
марта 1828 года образовал на территории Иреванского и Нахичеванского ханств
"Армянскую область", в состав которого вошел и город Иреван, в
котором на тот период проживали 7331 азербайджанцев и 2369 армян." Как
указывает господин Мархулия, "в конце XIX века Иреванская губерния занимала на Кавказе
третье место по количеству населения азербайджанцев после Бакинской и
Елизаветпольской (Гянджинской) губерний.
По данным проведенной первой в Российской империи
переписи населения, в 1897 году в Иреванской губернии жили 313178 азербайджанцев.
Дальнейшие события начала XX века показали, что такая ситуация и
послужила причиной продолжения трагедий в истории азербайджанского
народа".
Неизвестная трагедия
"В
годы после событий 1905-1907 гг. процессы массовых репрессий против азербайджанцев
были продолжены в скрытой форме, о чем свидетельствуют статистические данные, -
напоминает ученый. - Эти данные за 1916 год показывают, что количество
населения 5 уездов Иреванской губернии на 1916 год по сравнению с 1831 годом
увеличилось 40 раз, т.е. от 14300 до 570000 человек, но в то же время
увеличение азербайджанцев составило только 4,6 раза, достигнув 246600 человек.
Или другой пример: если в 1886-1897 годах абсолютное увеличение населения
составляло 40000 человек, то в 1905-1916 годах эта цифра была равна 17000, хотя
в 1905 году население было на 61000 человек больше, чем в 1886 году.
Эти вопиющие цифры говорят о шовинистической политике,
проводимой армянскими националистами во время правления царской России, они
свидетельствуют о конкретной реализации плана по изгнанию азербайджанцев и
создании "Армении без турков", как армяне называют
азербайджанцев". Пользуясь ситуацией в России после Первой мировой войны,
февральской и октябрьской революций 1917 года, армяне стали добиваться
реализации своих планов под знаменем большевизма. Бакинская коммуна под
лозунгом борьбы с контрреволюционными элементами с марта 1918 года приступила к
осуществлению преступного плана, преследующего цель ликвидации азербайджанцев
по всей Ереванской губернии. Совершенные армянами в те дни преступления
навсегда запечатлелись в памяти азербайджанского народа.
Лишь в
силу своей национальной принадлежности были уничтожены тысячи мирных
азербайджанцев. Армяне поджигали дома, предавали огню живых людей. Ими были
разрушены национальные архитектурные сокровища, школы, больницы, мечети и
другие сооружения, превращены в руины - напоминает Мархулия. - Создание
Азербайджанской Демократической Республики (АДР) 28 мая 1918 года также не
обошлось без жертв - потери части территории, о чем свидетельствует письмо
председателя Совета Министров Ф.Х. Хойского министру иностранных дел
М.Г.Гаджинскому, в котором говорится: "С армянами мы покончили все споры,
они примут ультиматум и покончат с войной. Мы уступили им Иривань". Но,
увы, предотвратить войну таким способом не удалось. И Мархулия напоминает:
"В 1918-1920 гг. во время массовых истреблений из 575000 азербайджанцев,
живших на территории сегодняшней Армении, 565000 было убито и выдворено. Эти
данные подтверждаются и армянскими источниками: "После дашнаков к 1920
году в Советской Армении тюркское (азербайджанское) население составляло
немногим больше 10000 человек. В 1922 г. после возвращения 60000 беженцев
азербайджанцы составляли здесь 72596 человек".
"В
годы советской власти армяне продолжили уже ставшую традиционной методику
постоянного выживания азербайджанцев с территории Армянской ССР, попыток
расширения своей территории за счет соседей. В этих действиях армяне, живущие в
Армении и за рубежом, проявляли общую согласованность действий, что
свидетельствовало о наличии глобальной стратегии для достижения бредовой ид%
Комментариев нет:
Отправить комментарий